Статьи и публикации 13 августа 2024

Взыскание компенсации за реализацию контрафакта

Контрафактная продукция по-прежнему присутствует на российском рынке, что наносит ущерб экономике страны и легальным предприятиям, нарушает права интеллектуальной собственности и портит репутацию брендов. Речь идет о товарах, которые незаконно произведены и проданы под имитацией известного бренда. От оригиналов они отличаются качеством и эксплуатационными характеристиками. Их можно выявить по сертификации, маркировке, упаковке и некоторым другим признакам. Для борьбы с контрафактом и укрепления правовой защиты оригинальных брендов принимаются серьезные меры, среди которых взыскание компенсации за реализацию контрафакта, размер которой может не зависеть от фактически понесенных убытков. Это регламентируется ГК РФ и выступает альтернативой прочим способам защиты от контрафакта.

 

Преимущества взыскания компенсации

В современной судебной практике пострадавшие стороны чаще выбирают взыскание компенсации за реализацию контрафакта в качестве возмещения нанесенных этим убытков, поскольку эта мера наказания имеет ряд преимуществ. Среди них отсутствие необходимости предоставления доказательств понесенных материальных убытков – достаточно доказать факт реализации контрафакта. Из этого вытекает:

  • возможность получения возмещения ущерба, связанного с испорченной репутацией компании-производителя;
  • отсутствие необходимости проведения исследований для подтверждения упущенной выгоды или понесенных убытков;
  • гарантия присуждения компенсации при доказанности факта нарушения.

Согласно действующему российскому законодательству, суд не меняет на свое усмотрение выбранный истцом вид компенсации, но вправе потребовать расчет для определения его соответствия выявленным нарушениям.

 

Как взыскать компенсацию за реализацию контрафакта?

Владелец товарного знака при выявлении контрафактной продукции, продаваемой под его брендом, может обратиться с исковым заявлением в суд, чтобы прекратить ее реализацию и взыскать компенсацию в свою пользу.

Примерный алгоритм действий:

  • выявление контрафакта и видеофиксация этого факта любым удобным способом: в формате контрольной закупки, нотариальным заверением скриншота страницы интернет-магазина и т.д.;
  • консультация патентного поверенного и получение заключения независимого эксперта по степени сходства товарного знака и спорной продукции;
  • направление нарушителю претензии в рамках досудебного разрешения спора с прекращением реализации контрафактной продукции и выплатой компенсации владельцу бренда;
  • подача иска в арбитражный суд с требованием прекратить незаконное использование бренда и взыскать компенсацию.

ГК РФ установлены 3 вида компенсации: в твердом денежном эквиваленте (до 5 млн. рос.рублей), в двойном размере стоимости контрафакта, в двойном размере стоимости получения права на использование бренда.

Юристы АИС имеют большой опыт сопровождения дел о взыскании компенсации и пресечении нарушений прав на интеллектуальную собственность.

Другие статьи и публикации