Статьи и публикации 11 сентября 2024

Пресечение нарушения прав на маркетплейсе в Казахстане

К нам обратился производитель бытовой техники с задачей пресечь продажу контрафактной продукции на маркетплейсе Казахстана - Kaspi.kz

Kaspi.kz - самый крупный и известный на территории Казахстана маркетплейс, который очень неохотно идет на уступки правообладателям и нередко игнорирует заявления о реализации на нем подделок. 

Как правило, маркетплейс относится к так называемым посредникам, которые не реализуют товары самостоятельно, но предоставляют сопутствующие услуги, позволяющие продвигать и продавать товары. В некоторых юрисдикциях (как в России) посредники могут нести ответственность за незаконное использование товарных знаков только в ограниченных случаях. Однако в Казахстане такого ограничения нет, как и нет законодательно закрепленного понятия «информационный посредник». 

Большинство посредников устанавливают внутренние правила проверки продавцов: могут запрашивать лицензионные соглашения, разрешения от правообладателя, ДТ и другие документы, но всех этим мер недостаточно, чтобы остановить оборот контрафакта. 

В случае Kaspi.kz несмотря на то, что у маркетплейса формально очень строгие требования к продавцам, фактически они не исполняются, на обращения правообладателей kaspi не реагирует.

Для защиты интересов нашего доверителя:
1. Мы направили первичное обращение маркетплейсу с требованием заблокировать карточку товара, а также раскрыть документы, предоставленные нарушителем платформе
2. После отказа маркетплейса собрали доказательства, подтверждающие продажу поддельных товаров
3. Направили досудебную претензию
4. Обратились в суд с требованием удаления товаров и взыскания компенсации солидарно с продавца и маркетплейса.

В ходе разбирательства было установлено, что продавец, имея договор с официальным поставщиком товаров, смешивал контрафактные и оригинальные товары. Соответственно, kaspi, проверяя продавца и оригинальность продукции, был введен в заблуждение, поскольку получил действительный договор с уполномоченным импортером. 

Суд удовлетворил исковое заявление частично: взыскал с продавца компенсацию за незаконное
использование товарного знака. 
В ходе разбирательства карточка продавца с контрафактным товаром была им удалена с сайта маркетплейса. 
Несмотря на то, что в данном случае суд не привлек маркетплейс к ответственности, важно, что суд возложил на него бремя доказывания, что предоставленные продавцом документы подтверждают оригинальное происхождение товаров.  

Судебная практика в Казахстане по борьбе с нарушениями на маркетплейсах только начинает формироваться, и мы рады, что удается добиваться справедливых решений и пресекать нарушения по обороту контрафактных товаров. 

Другие статьи и публикации