Правоприменительная практика при выявлении товаров мобильными группами
Значительное количество контрафактных товаров на территорию РФ поступает с территории стран-участниц ЕАЭС, где осуществляется их декларирование во избежание более строгого и углубленного таможенного контроля, проводимого в РФ.
Для контроля перемещаемых в РФ товарных партий в системе таможенных органов России, в соответствии со ст. 261 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действуют подразделения мобильных групп, уполномоченных на проверку соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации, в том числе, при ввозе товаров с территории стран-участниц ЕАЭС.
В частности, при выявлении товаров, маркированных зарегистрированными и действующими в РФ товарными знаками, сотрудниками мобильных групп проводится таможенный контроль ввозимой партии путём осмотра (досмотра) товаров с направлением правообладателям или их представителям запросов о наличии у обнаруженной продукции признаков контрафактности.
В случае подтверждения контрафактности перемещаемых товаров таможенным органом, мобильной группой которого обнаружена спорная партия, проводятся мероприятия по инициированию или возбуждению дел о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.
Здесь следует отметить разнообразие подходов в практике привлечения нарушителей к ответственности, среди которых можно выделить:
1) самостоятельное возбуждение и расследование таможенным органом дела об административном правонарушении по ст. 14.10 КоАП РФ в отношении отправителя товаров – компании, зарегистрированной в какой-либо стране-участницы ЕАЭС (например, дела №№ А47-2679/2022, А47-4810/2021, А47-8255/2020);
2) самостоятельное возбуждение и расследование таможенным органом дела об административном правонарушении по ст. 14.10 КоАП РФ в отношении получателя товаров – компании, зарегистрированной в РФ (например, дело № А52-5048/2021);
3) передача собранных материалов (результатов досмотра, ответов правообладателей о контрафактности товаров) в полицию для решения вопроса о возбуждении и дальнейшем расследовании уголовного дела по ст. 180 УК РФ;
4) передача собранных материалов (результатов досмотра, ответов правообладателей о контрафактности товаров) в полицию для решения вопроса о возбуждении и дальнейшем расследовании дела об административном правонарушении по ст. 14.10 КоАП РФ.
Указанные подходы зависят от различных факторов, среди которых можно выделить практику судов региона, в котором установлено нарушение; наличие информации в товаросопроводительных документах, подтверждающей вину конкретного участника сделки; размер причинённого правообладателю ущерба.