Особенности сопровождения ТРОИС в Армении
Несмотря на единое законодательство и общее экономическое пространство, каждая страна таможенного союза имеет уникальные особенности сопровождения защиты товарных знаков, внесенных в соответствующий Таможенный реестр.
Таможенное законодательство Армении продолжает активно изменяться. При этом большое значение в юридической работе в Армении в целом и в работе по защите товарных знаков в частности имеют ведомственные акты, которые зачастую опережают изменения в республиканском законодательстве.
Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 241 Закона «О таможенном регулировании» Республики Армения правообладатель в трехдневный срок после получения уведомления о приостановлении срока выпуска товаров обязан обеспечить как расходы таможенных органов, связанных с таким приостановлением, залогом или иной гарантией, так и свое обязательство по возмещению возможных расходов и ущерба лицу, перемещающему или перевозящему товары.
Размер этого возмещения определяется должностным лицом таможенного органа, принявшим решение о приостановлении срока выпуска товаров, и должен быть равен 5 % таможенной стоимости приостановленных товаров.
Однако в уведомлениях о приостановлении товаров таможенным органом Армении, начиная с 26 октября 2022 года, указание на необходимость внесения обеспечительного платежа отсутствует.
В рамках взаимодействия юристов АИС с таможнями была получена информация, что не опубликованным официально решением Армянской таможни данное правило более не применяется, а обеспечение возмещения расходов таможенных органов осуществляется путем страхования ответственности Правообладателя при внесении товарных знаков в ТРОИС Армении.
С одной стороны, существовавшая ранее весьма непрозрачная и бюрократизированная система оплаты обеспечительных платежей представляла большую проблему для правообладателей, особенно для иностранных юридических лиц.
С другой стороны, упразднение данного правила привело к тому, что правообладатель более не может определить таможенную стоимость ввозимой партии товаров, основываясь на сумме 5% платежа.
Следует отметить, что форма таможенных уведомлений Армении не предусматривает указание в них информации о размере ввозимых партий, в связи с чем оценить их объём можно было только на основании размера обеспечительного платежа.
Соответственно, появилась необходимость проведения осмотра ввозимых товаров правообладателем на таможенном посту для оценки партии.
Однако здесь правообладатели снова сталкиваются с дополнительными трудностями, обусловленными положениями ведомственных актов: несмотря на отсутствие в республиканском законодательстве такого условия, осмотр товаров на таможне со стороны представителя правообладателя может быть проведен только с согласия и в присутствии непосредственно импортера. При этом работа по поиску контактов импортёра и коммуникации с ним в таких случаях ложатся напрямую на правообладателя.
⚡Таким образом, недобросовестные импортеры имеют возможность избежать ответственности за незаконное использование товарных знаков при перемещении товаров через таможенную границу путем игнорирования запросов правообладателя о предоставлении информации или о разрешении провести осмотр товаров.
⚡В таких случаях у правообладателя отсутствуют рычаги давления на импортера, а также отсутствует возможность установить фактические основания для продления срока приостановления товаров или обращения в судебные органы Республики Армения, даже если у него имеются весомые подозрения относительно импортера или конкретной поставки.
Юристы АИС продолжают активную коммуникацию с Комитетом государственных доходов Республики Армении, а также проводят консультации с Таможенной службой Республики Армения в целях реформирования и унификации таможенного законодательства Армении и преодоления препятствий к эффективной защите прав правообладателей.